ЛА-17Р

Подпись: і

Россия

Разведывательный БПЛА однократного использо­вания Ла-17Р (ТБР-1, изделие 204) принадлежит к первому поколению беспилотных разведыватель­ных летательных аппаратов. Его разработка нача­лась в 1959 г. За основу была взята летающая мишень Ла-17М, созданная в 1953 г. На вооружение Ла-17Р был принят в 1962 г., испытания проводились на по­лигоне НИИ ВВС в Ахтубинске. Управление БПЛА в полете осуществлял автопилот по заранее введен­ной в него программе и по радиокомандам с назем­ной станции. На завершающем этапе полета марше­вый двигатель выключался, и машина производила приземление на выбранный участок местности (луг, поле ит. п.). Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротех­нический трассер, закрепленный на левой консоли крыла. Каких-либо систем приземления этот БПЛА не имел и производил посадку прямо на мотогондо-

М’ —

л’. Повторное применение самолета не предусматри­валось. После модернизации была установлена пара­шютная система спасения.

В 1965 г. появилась на свет модифицированная версия Ла-17РМ. Работы по аппаратам семейства Ла-17 в ОКБ-301 продолжались до середины 60-х гг. и были прекращены в связи с переориентацией ОКБ на создание космических систем и передачей матери­алов по всем вариантам Ла-17 казанскому КБ СА, позд­нее переименованному в ОКБ «Сокол». Ла-17Р со­стоял на вооружении советских ВВС почти 20 лет. Его последние экземпляры были сняты с эксплуата­ции в начале 80-х гг. Комплекс под обозначением УР-1 поставлялся в Сирию. В конце 60-х гг. в КНР Ла-17М был скопирован и под обозначением СК-1 был принят на вооружение. Летающая мишень Ла-17М производилась на Смоленском авиационном заводе до начала 90-х гг. В 1985-1987 гг. Министер­ство обороны ежегодно закупало до 700 аппаратов. Они и сейчас используются для тренировки личного состава ПВО и ВВС.

Ла-17 создан по нормальной аэродинамической схеме и представляет собой цельнометаллический среднеплан с прямоугольными в плане крылом и опе­рением. Фюзеляж состоит из трех отсеков.

В носовом размещаются электрогенератор с при­водом от небольшого двухлопастного вентилятора, вращаемого набегающим потоком воздуха, и разведы­вательная аппаратура.

Центральный отсек представляет собой топлив­ный бак, в торцы которого встроены шарообразные воздушные баллоны.

— Я*

В хвостовом отсеке располагаются агрегаты элек­тро — и радиооборудования и автопилот АП-118 (позд­нее АП-122).

Двигатель разметается в мотогондоле под цен­тральным отсеком фюзеляжа. БПЛА оснащен мар­шевым двигателем РД-9БКР (упрощенный вариант двигателя РД-9Б без форсажной камеры). На мо­дернизированном Ла-17РМ применяется более эко­номичный двигатель Р-1ІК-300. Кроме того, под крылом у бортов фюзеляжа смонтированы два пороховых ускорителя, которые после старта авто­матически сбрасываются.

Для предполетной подготовки и запуска Ла-17Р используется буксируемая стартовая установка

Ч •

ЛА-17Р

Ла-17Р на буксируемой стартовой установке

 

 

Ж’ —

СУТР-1, созданная на базе лафета зенитного орудия С-60 (по другим источникам — КС-19). Позднее для так­тических разведчиков Ла-17Р и Ла-17РМ была созда­на самоходная ПУ САТР-1 на базе автомобиля ЗиЛ-134К. Для обеспечения транспортировки бес­пилотного разведчика на самоходной ПУ проведена еще одна доработка — введено складное крыло. На БГІЛА установлена следующая разведывательная аппаратура: фотоаппарат АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5М; телекамера «Чибис»; аппаратура ра­диационной разведки «Сигма».

ЛА-17Р

СК-1 китайского производства

ЛА-17Р

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ла-17Р Ла-17РМ

Размах крыла, м…………………………………….. 7t50……….. 7 50

Длина, м…………………………………………………. 8,98………… 8,98

Высота, м…………………………………………… 2,982… 2 98

Масса. кг……………………………………………….. 3100…… 3100

Скорость максимальная, км/ч____ 750-900…………….. 900

Радиус действия, км……………………………….. 260…………. 400

Практический потолок, м………………………. 7000 _ 15 000

Минимальная высота полета, м……………….. 100…………. 600